Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2136 KB

Одним из базовых элементов сформировавшейся личности является развитое нравственное сознание – отражение принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения человека с миром. Но усвоение нравственных понятий само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения. Нередко дети, хорошо зная нравственные нормы, не следуют им в своем поведении. Устойчивость знаний должна привести к формированию жизненных принципов: «Формируясь на основе и в соответствии с названными структурными личностными образованиями, принципы (исходные, определяющие жизненные установки, правила поведения и деятельности) являются той ступенью, через которую знания превращаются в убеждения» [1].

Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответственных им нравственных привычек. Между сознанием того, как нужно поступить, и привычным поведением существует противоречие, которое заполняется опытом. Опыт ребенок приобретает через упражнения в поведении, через организуемое взрослым повторение действий в различных по форме, но идентичных по смысловому содержанию жизненных ситуациях. Важно связывать этот опыт практической деятельности детей с их эмоциями: пережив удовлетворение от совершенного нравственного действия и последующего одобрения за его свершение, ребенок будет стремиться вновь испытать это чувство. Целенаправленная организация жизнедеятельности детей, осуществляемой на основе нравственных понятий, пронизанной нравственными эмоциями, служит фундаментом формирования нравственного поведения.