Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Belgorod state national research University

Одним из любопытных и своеобразных философов древности является К. Гален (около 130–210 года). В широких кругах он известен как медик, однако, большую роль в его анатомических исследованиях сыграли философские взгляды. Как подчеркивает Б.Д. Петров, «Определяющим и главным в естественноисторических взглядах Галена является телеология» [4], которая позволяла ему рассматривать организм человека как некую систему с заранее предначертанной целью, где каждая часть тела имеет свое предназначение. «Не одному только врачу полезно исследовать назначение частей тела, – писал К. Гален, но гораздо больше, чем врачу, это необходимо философу, стремящемуся приобрести познание о всей природе, и ради этого ему следует, как мне кажется, быть посвященным во все ее таинства» [2]. Вместе с тем, по мнению Б.Д. Петрова, «Нельзя не согласиться с тем, что телеологическая точка зрения, предопределенность каждой вещи и явления, несомненно, помешали Галену, и во многих случаях в сочинениях его чувствуется налет искусственности там, где он отступал от естественнонаучного объяснения и ограничивался телеологическим» [4]. Тем не менее, и в настоящее время остаются вопросы, поставленные исследовательской программой эволюционизма, которые не находят своего решения без привлечения телеологических идей и дополнительных гипотез в рамках «защитного пояса».

Так, еще И. Кант дал оригинальное истолкование данное проблемы. Д.Н. Разеев, подчеркивает, что он «проторил радикально новый путь в телеологии, раскрыв эпистемологический потенциал телеологического принципа в науке и предложив такое решение, которое сумело преодолеть как имманентный, так и трансцендентный объективизм в телеологии, присущий и предшествующей традиции телеологизма» [6, с. 9]. Одним из любопытных аспектов «является модель развития морального сознания ребенка, которая выглядит достаточно современной. Так, например, Гален утверждает, что рациональная часть души может действовать самостоятельно, без дополнительной помощи, когда ей известны истина, согласование и несогласование вещей. Но она недостаточно сильна, чтобы контролировать импульсы эмоциональной души, и поэтому прибегает к помощи другой части души, в которой локализованы мужество и энергия» [3, с. 170].

В постнеклассической науке появился телеономический подход, который рассматривает целесообразность с более рациональных позиций. В работе А.С. Плахова подчеркивается, что в отличие от теологического подхода, где цель задается каким-то «внешним разумом», телеономизм «постулирует наличие определенного гомеостаза у ряда сложных систем, изначальную их направленность на поддержание внутреннего равновесия, что как раз и указывается в качестве их внутренней целевой установки» [5, с. 35]. А И.А. Акчурин считает, что современная постнеклассическая наука «одной из своих наиболее важных задач ставит математическую экспликацию явлений телеономии» [1, с. 94]. В научных кругах США подобная идея нашла отражение в гипотезе разумного замысла. Одной из главных причин появления этой гипотезы можно рассматривать большие трудности эволюционного подхода в объяснении эволюции материи в целом.

Таким образом, современная наука по новому пытается осмыслить философские взгляды Галена и его телеологические интерпретации рассматривает их как составляющие пояса защитных гипотез исследовательской программы эволюционизма.