Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Far Eastern Federal University
2137 KB

Сегодня в «царстве ценностей» российского университетского образования главной ценностью становится индивидуализация, которая способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми социальными реалиями и международными стандартами, сделать студента реальным субъектом своего образования [1]. Принцип индивидуализации современного образования занимает важное место среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование XXI века, что предполагает переориентацию его на личность, неповторимую индивидуальность учащегося, свободу выбора форм обучения и образовательных учреждений. При этом каждому студенту предоставляются права и возможности формирования собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории [4]. Путем привнесения личных смыслов и видения своих учебных и образовательных перспектив формируются профессиональные компетенции, происходит осмысление учебного действия за счёт возможности выбора [2].

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) представляет собой индивидуальный образовательный маршрут студента, который проектируется с учетом его особенностей, склонностей, потребностей, индивидуальных возможностей и представляет собой организационно-управленческий проект, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение и создание условий, способствующих достижению учащимися установленного стандарта образования.

Для студента вуза актуальной становится необходимость самостоятельного осознанного движения в получении своего образования, т.е. выстраивания индивидуальной образовательной деятельности. Также сюда органично вписывается идея тьюторского сопровождения, в рамках которой учащиеся должны научиться осознавать свое назначение в жизни, меру своих способностей, принимать самообразование как образ жизни, как культурную модель построения своего будущего. Индивидуальная образовательная программа предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Рефлексивная опосредованность взаимодействия субъектов образовательного процесса обеспечивает коммуникацию ценностей (передачу опыта культуры), их создание и усвоение (формирование собственного опыта культуры). Социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности студента в форме личностных ценностей [1].

Для студента образовательная деятельность является активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам научился фиксировать потребность в приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач, в своем изменении, продвижении и самосовершенствовании. Вариант такой программы составлен и используется в практике.

Составление индивидуальной образовательной программы необходимо учащимся для осмысления своего образовательного маршрута и прохождения его в течение нескольких лет. В процессе освоения учебных дисциплин можно составлять образовательный или учебный план для определенных учебных дисциплин на семестр или учебный год.

Этапы разработки индивидуальной образовательной программы включают в себя:

1. Диагностика интересов, возможностей, склонностей, личных и профессиональных планов.

2. Анализ материалов диагностики, выявление психологических особенностей

3. Организация работы по составлению ИОП.

На первом этапе проводится анализ социальных и профессиональных проб для обнаружения и проверки познавательных и профессиональных интересов. В качестве эксперимента полезно провести оценку переключения внимания с помощью методики Шульте-Платонова [3]. По результатам данного эксперимента на основании количественных показателей можно описать характер переключения внимания с учетом особенности концентрации и предложить рекомендации по его развитию. При этом можно тренировать переключаемость, изменяя виды деятельности и по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.

На первом этапе диагностики личности также целесообразно провести исследование особенностей личности студента с помощью опросника Айзенка EPQ [5]. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.

Если студент имеет высокие показатели по шкале экстраверсия-интроверсия, соответствующие экстравертированному типу, то его можно ориентировать на организационную работу в группе. Экстраверты общительны, обладают лидерскими качествами, имеют широкий круг социальных контактов, из них получаются хорошие руководители и организаторы, в то время как интроверты не доверяют внезапным побуждениям и серьезно относятся к принятию решений, а также они более склонны к увлечению академической наукой.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Эмоционально устойчивый человек характеризуется хорошей адаптацией, отсутствием напряженности, склонностью к лидерству, общительности. Такие студенты легко справляются с большим объемом информации, способны долго и продуктивно работать, проявляют активное участие в работе семинаров, форумов, студенческих конференций. У эмоциональное неустойчивых студентов, наоборот, наблюдается выраженная эмоциональность, импульсивность, зачастую им трудно выслушивать лекционный материал, отмечаются иногда большие колебания в успеваемости (например, высокий средний балл за весенний семестр и низкий за осенний и т.д.)

Шкала психотизма говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Высокие показатели по экстраверсии и нейротизму, согласно Г.Айзенку, соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

На всех этапах разработки и реализации ИОП студентам предоставляется информация об уровне обученности и обучаемости, психолого-педагогических особенностей, даются соответствующие рекомендации.

На третьем этапе происходит обсуждение вариантов схем и методик составления индивидуальной образовательной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для студента. Рекомендуется предложить несколько вариантов реализации ИОП по заранее разработанным учебным модулям (например, модуль №1 имеет самый высокий уровень сложности и трудоемкости, модуль №2 – средний уровень, модуль №3 – легкий уровень и т.д.). По окончании изучения учебного курса происходит отслеживание результатов выполнения индивидуальных образовательных программ и планов учащимися, проводится оценка и самооценка выполнения программы и планов.