Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 --- 1 --- 1 --- 1 --- 1 no name 1
1 ----

Одним из видов профессиональной деятельности врача (лечебника, стоматолога, педиатра, специалиста медико-профилактического дела) ФГОС ВПО третьего поколения определяет научно-исследовательскую деятельность.

Статьей 75 «Формы интеграции образовательной и научно-исследо­ва­тельской деятельности в высшем образовании» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено «развитие и совершенствование высшего образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники» [1]. Важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, творчески подходящих к вопросам решения проблем науки и практики является учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов. УИРС выполняется каждым студентом под руководством преподавателя в отведенное учебное время семинарских занятий. НИРС объединяет два момента: обучение студента основам научно-исследо-вательской работы и самостоятельное, под руководством преподавателя, проведение научных исследований.

Научная работа студентов должна являться не дополнением к учебно-воспитательному процессу, а его органической составляющей [2].

Основными задачами УИРС и НИРС являются:

  1. Оказание помощи студентам в овладении профессией.
  2. Развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач.
  3. Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности, стремление находить нестандартные решения профессиональных задач.
  4. Расширение теоретического кру­гозора и научной эрудиции.
  5. Овладение методами научного познания, углубленное и творческое освоение материала.
  6. Формирование исследовательских навыков, освоение методики и средств решения научных и практических задач и овладение навыками работы в творческих коллективах, ознакомление с методами организации их работы, содействие успешному решению актуальных научных задач образования и культуры.
  7. Формирование навыков работы с научной литературой.
  8. Отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов резерва исследователей и преподавателей.
  9. Популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей [2, 3].

Научно-исследовательская работа студентов, как правило, осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНО) ВУЗа. Студенческие научных кружки действуют на всех кафедрах Кубанского государственного медицинского университета.

На кафедре ортопедической стоматологии фактически с момента основания кафедры функционирует студенческий научный кружок, в котором под методическим и научным руководством преподавателей студенту помогают заложить навыки научно-исследователь­ского поиска, сформировать мышление того, что врач - это не только клиницист, но и исследователь [4]. Большое число бывших студентов-кружковцев пополнили ряды профессорско-преподава­тельского состава кафедры, работают на руководящих постах практического здравоохранения, делятся своим опытом путем проведения семинаров для начинающих врачей.

Деятельность научного студенческого кружка в настоящее время проходит по следующим направлениям:

  1. Посещение заседаний кружка, участие в дискуссиях. Как правило, в начале учебного года студенты посещают значительное количество СНО различных кафедр, определяясь с выбором направления в специальности, которой хотели бы овладеть. К окончанию семестра в научном кружке остаются студенты, желающие углубленно постичь не только учебные, но и научные аспекты ортопедической стоматологии.
  2. Помимо дискуссий, студенты изучают и реферируют отечественную и зарубежную литературу, используя Интернет и печатные источники по вопросам ортопедической стоматологии.
  3. Проводят переводы и обзоры иностранной литературы.
  4. Овладевают практическими навыками обследования пациентов с различной ортопедической патологией челюстно-лицевой области.
  5. Готовят презентации докладов и научных работ для заседаний СНО кафедры и научных конференций ВУЗа.
  6. Под руководством преподавателя осуществляют практический прием пациентов с патологией по тематике научно-исследовательской работы.
  7. Помогают научным работникам кафедры в выполнении плановых НИР.
  8. Участвуют в научно-практи-чес­ких мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах и выставках научных студенческих работ).

Работа строится следующим образом: студент самостоятельно выбирает интересующую его тему, с учетом научного направления кафедры ортопедической стоматологии, проводит библиографический поиск, изучая и реферируя отечественную и зарубежную литературу. Результаты докладывает на заседании СНО.

Затем проводится обследование, тщательное заполнение истории болезни пациента и непосредственное участие в выполнении клинико-лабо-раторных этапов изготовления ортопедической конструкции под контролем преподавателя. По завершении изготовления зубного протеза докладываются непосредственные и отдаленные результаты исследования на заседаниях СНО.

Каждое сообщение с помощью мультимедийного проектора сопровождается демонстрацией слайдов, а также моделей челюстей и ортопедических конструкций, выполненных на различных клинико-лабораторных этапах их изготовления.

Доклады и сообщения заслушиваются неоднократно на протяжении всего периода наблюдения. Помимо выполнения научного исследования, расширения знаний, студенты приобретают неоценимый опыт публичных выступлений.

Ежегодным итогом научно-исследовательской работы студента является его участие в научно-прак-тической конференции. В научном сборнике ВУЗа публикуются тезисы работ, в которых обобщается новая информация, материал, методика исследования, результаты исследования и делаются выводы о проведенной научно-исследовательской работе. Помимо этого, часть студентов выступает с докладами, лучшие из которых выносятся на Пленарное заседание СНО ВУЗа.

Ежегодно студенты кафедры ортопедической стоматологии представляют не менее 8-10 докладов на внутривузовскую научную студенческую конференцию. Студенты-кружковцы неоднократно получали призовые места и награждались дипломами ВУЗа и ценными подарками спонсоров в виде монографий и приглашений на лекции и семинары, проводимые ведущими стоматологами края, что повышает мотивацию к дальнейшему углубленному приобретению и применению знаний, полученных в стенах университета.