Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Одним из основных приоритетов экономической стратегии России в последнее время является развитие бизнеса и предпринимательства в области высоких технологий. Акцент в политике государства сделан на поддержке технологических разработок. Особое значение придается созданию условий для использования результатов научных исследований в сфере бизнеса, а также стимулированию коммерциализации результатов исследований. Россия сегодня на пути к созданию развитой и постоянно совершенствующейся многокомпонентной инфраструктуры государственной поддержки инновационной деятельности. Необходимость данной инфраструктуры связана с тем, что для стимулирования инновационной деятельности на федеральном, региональном, муниципальном, университетском и др. уровнях должны использоваться различные механизмы – финансовый, правовой, организационный, информационный и др.

Для большинства стран мира характерна целенаправленная политика стимулирования участия университетов в инновационной деятельности (таблица).

Для Чеченской республики мерами по обеспечению условий развития инновационной деятельности на университетском уровне могут быть:

1) заключение соглашений о сотрудничестве между министерством образования и науки и предприятиями промышленности для разработки современных образовательных стандартов, на основе которых учреждения профессионального образования смогут организовать подготовку и переподготовку специалистов по поиску и трансферту инноваций, по управлению корпоративными знаниями и их быстрой коммерциализации [1, С. 109].

2) разработка специальной программы обучения профессорско-преподавательского состава и студентов трансферту технологий, подготовки ученых к предпринимательской деятельности [2, С. 106].

Таким образом, использование опыта стран мира в разработке и выполнении разнообразных программ, связанных со сферой исследований и подготовки кадров, является одним из условий эффективности механизма всесторонней государственной поддержки инновационной сферы на любом уровне.

Законодательное регулирование сферы образования за рубежом

Страна

Меры государственного поощрения исследований и качества образования

Германия

Большая самостоятельность факультетов и отдельных кафедр.

Прямая зависимость оплаты труда профессоров от результатов их работы.

Прямая финансовая поддержка наиболее успешных университетов и вузов, имеющих лучшие показатели по подготовке специалистов с учеными степенями, разработке научных концепций и т.п.

Предоставление университетам, проводящим исследования по заказам частного бизнеса, возможности оставлять 25 % от суммы заказа на собственные нужды и расходовать эти средства по собственному усмотрению («исследовательская премия»).

Передача права на интеллектуальную собственность институтам и университетам.

Разрешение университетам использования бюджетных средств на рыночное продвижение продукта

Финляндия

Повышенное внимание региональному сотрудничеству университетов и политехникумов.

Отбор и всемерная поддержка новаторов в различных областях [3, С.130].

Швеция

Право участия университетов в коммерческой деятельности через холдинговые компании

Швейцария

Поддержка усилий образовательных учреждений в области передачи новых технологий в процессе обучения через сетевые организации [4]

Франция

Образование сетевых организаций, объединяющие компании, университеты, инженерные учреждения высшей школы и способствующие ускоренному внедрению новинок [5]

Италия

Предоставление права университетам автономно определять механизм проведения совместных исследований

Канада

Стимулирование инновационной деятельности отдельных кафедр университетов