Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PURPOSES OF LESSONS OF MODERN KYRGYZ LANGUAGE

Cherikchiyeva G.M. 1
1 Kyrgyz state University n.a. Arabaev
Annotation. The successes and shortcomings of teaching Kyrgyz language, and all education, depend on the goals of each individual lesson. The goals of modern Kyrgyz language lessons are determined by such concepts as «information», «explanation», «story», «acquaintance». Objectives lessons – about the result, which should have a student on the basis of joint activity of teacher and student that is, lessons goal – is the result of knowledge, education, meditation, master student in the course of the lesson under the guidance of a teacher. Purpose – is the result of active joint activity of teacher and student. If such activities the teacher will participate actively, but the student will remain with only a passive listener, in this case, the lesson will not give the expected results, and will not reach its goals. That this is a major problem in education, and also in teaching the Kyrgyz language.
lesson purposes
information
explanation
story
acquaintance
process of a lesson
activities
lesson purposes
nature of language
function

При обучении учащихся школ кыргызскому языку огромное значение имеет точное определение целей урока. К сожалению, этот вопрос не особо затрагивается как методистами, так и учителями, цели уроков воспринимаются как обобщенное понятие, это выражено их поверхностным отношением к данному вопросу. Действительно, успехи или недостатки обучения кыргызскому языку, да и вообще образования зависит от конкретно поставленной цели на каждом уроке. На сегодняшний день цели уроков кыргызского языка определяются такими понятиями как «подача информаций», «объяснение», «рассказ», «знакомство» и процесс урока проходит соответственно им. На первый взгляд эти понятия выглядят правильными, но если посмотреть на них с позиций современных требований к образованию, преподаванию, то в них можно разглядеть лишь действия, предназначенные для учителей, а деятельность учеников остается в тени. До этого не учитывались понятия-определения цели уроков, рассматриваемые в науке педагогики.

«Цели уроков – это примерный результат, которыми должен обладать ученик на основе совместной деятельности учителя и ученика т.е., цели уроков – это результат знаний, воспитаний, размышлений, осваиваемый учеником в процессе урока под руководством учителя [2, c. 43]. Значит, цель урока – это результат активной, совместной деятельности учителя и ученика. Если в таких мероприятиях учитель будет участвовать активно, но ученик при этом останется лишь пассивным слушателем, в таком случае, урок не даст ожидаемых результатов и не достигнет поставленных целей. Именно эта является основной проблемой в образовании, также и в преподавании кыргызского языка.

Выдающиеся педагоги отмечали, что учение – это не обучение, а целесообразное стремление ученика к самостоятельному образованию. Это обязательно должно учитываться в определении целей уроков и в их достижении.

Конечно, цели каждого конкретного урока и вообще, всех уроков определяются согласно с Законами об образовании, государственными нормативными документами каждого образовательного учреждения, согласно требованиям и целям каждого класса. В последнее время вместо понятия-термина «обучение» часто стали обращать внимание на понятие «образование» и это – неспроста. «Обучение» – умение писать, читать, слушать информацию, данную учителем, читать задания из книги, по требованию (на уроках, экзаменах) выучить и пересказать. «Образование» – обладание практическими навыками, качествами-способностями, необходимыми в жизнедеятельности учеников в будущем.

В планировании целей преподавания кыргызского языка необходимо учитывать природу, общественные функции языка.

Язык – общественное явление, оно проявляется в обществе и может существовать только в обществе.

Язык – средство общения.

Язык – инструмент совершенствования и воспитания.

Язык – средство познания.

Язык – орудие мышления.

Язык – хранитель национальной культуры и его отражение [3, c. 27].

Опираясь на функции языка, можно определить четыре аспекта образования.

Это:

• познание посредством языка;

• совершенствование посредством язык;

• воспитание посредством языка;

• освоение, изучение чего-либо посредством языка.

Если перечисленные аспекты связать с преподаванием кыргызского языка, то можно получить следующий кластер.

cher1.wmf

Предложенные аспекты образования по кыргызскому языку не являются отдельными частями, они тесно взаимосвязаны, и составляют единое целое. При определении целей обучения, конкретного урока рассмотрение, изучение, планирование каждого аспекта в отдельности не даст ожидаемых результатов. В познавательном аспекте языка учащийся посредством слова осваивает понятие, определяемое этим словом, это способствует формированию и развитию познания ученика. Слова и предложения способствуют расширению познания и развитию способностей учащегося. Освоением вышеупомянутых трёх аспектов ученик получает информацию, приобретает определенные навыки. Значит, учитель не должен рассматривать их по отдельности, в будущем он должен требовать рассмотрение их в взаимодействии с другими аспектами. Определение целей уроков кыргызского языка, действия, направленные на их достижения, равноправное участие учителя и ученика в этом процессе, только тогда можно достичь поставленных целей. Это является основным стержнем в определении целей урока кыргызского языка [2, c. 21].

Цели урока кыргызского языка при определении рассматриваются самостоятельно, в то же время в единстве с вышеуказанными тремя аспектами. Определив дидактические основы каждой из целей, вкратце остановимся на каждой из них.

Цели уроков определяются освоением знаний, умением использовать их на практике, обретением определенных навыков. Если освоение знаний, умение, знакомство являются основными целями обучения, то обучение к применению результатов полученных знаний являются практическими целями. Значит, можно сделать вывод, что принцип от теории к практике, и от практики к теории прочно утверждены.

Взаимоотношения воспитательной и образовательной целей урока должны рассматривается в взаимном единстве. Учащийся обретая навыки использования теоретических знаний на практике, обретает и практические навыки.

Воспитательная цель – это совокупность действий, направленных на формирование и развитие лучших качеств личности и преобразование их в навыки. Как и другие цели воспитательные цели урока определяются лишь с опорой на дидактические основы приобретают целенаправленные, конкретные результаты.

Развивающие цели урока определяются в тесной взаимосвязи с вышеупомянутыми двумя целями. Учащиеся, получая знания, обучаются применять их в жизни, формировать в себе лучшие личные качества (трудолюбие, воспитанность, культурность, патриотизм, нравственность и т.д.), тем самым способствуя их формированию. В процессе урока учащиеся выполняя задания, отвечая на вопросы приучаются думать самостоятельно, совмещать теорию и практику, делать выводы, стараться найти причинно-следственные связи предметов, явлений, аргументированно доносить свою мысль, то есть развиваются мышление, разум, сила воля, эмоции учащихся, через которые повышается интерес к познанию, постепенно развиваются навыки и умения [1, c. 83]. Формирование этих качеств в учащихся реализуется в развивающих целях. Указанные цели образования реализуются не только в зависимости от темы, содержания урока. Также имеет значение умение учителя организовать урок, методы и средства, его личные образовательные качества, умение сотрудничать, общаться с учащимися.

Остановимся подробнее на спросах и требованиях относящихся к определению целей урока кыргызского языка.

Первое, требования к образовательным целям урока кыргызского языка – это требование к обучению кыргызского языка, целенаправленно на компетенцию личности. Это есть основное требование, остальные при этом являются лишь задачами в их реализации. Постараемся объяснить значение вышеперечисленных требований. В начале, попытаемся дать ответ на вопросы «Что такое обучение, направленное на личность?», «Как понять и, что делать в процессе обучения?»

В процессе образования, в том числе в обучении кыргызскому языку, на первое место ставится содержание обучения, а вопросу об освоении учащимися знаний не придавалось особого значения. То есть, ученик оставался объектом обучения. Он должен быть знаком содержанием каждого урока требуемых предметов программы. Если не смог освоить данное содержание, тогда это плохой ученик, если же не смог обучить, то это плохой учитель. Если учитель не смог добиться полного освоения учеником содержания обучения, то можно считать, что его знания недостаточны, методы и средства, употребляемые им устаревшими, непригодными, не новыми и т.д. Такого рода изъяны приводили к тому, что к ребенку относились как объекту, обучающемуся знаниям, получающим информацию, считающимися для него необходимым, то есть образование было направлено на русло развития личности.

Согласно последним дидактическим требованиям, учащийся – субъект обучения. Он обладает свойствами, общими, похожими на всех своих одноклассников, помимо этого, он юноша, присущими лично ему свойствами в характере, поставленных целях. У него есть свой характер, миропонимание, вера, восприятие, интересы. От них просто так, без каких-либо причин не отказываются. Поэтому, если учитель кыргызского языка хочет определить цели урока точно, гарантированно направленно на личность, тогда он должен знать следующее:

• знать субъективно-познавательный опыт, возможности учащегося;

• учитывать, в процессе урока предпочтения ученика, что его интересует больше: содержание или форма;

• создать условия ученику при выборе соответствующего метода для освоения учебного материала на уроке, учащийся может лично выбрать работать ему в группе или самостоятельно, письменно или устно, оценивать свои знания и т.д.;[3, c. 72];

• учитывать процесс выполнения задания, какими способами и путями ученик выполнил их и т.д.

Конечно, с первых же уроков определение целей урока, направленных на личность реализовать почти невозможно. Для этого учитель должен вести свою деятельность целенаправленно, систематизированно, толерантно. Обучение, направленное на личность должно начинаться с близкого знакомства с учеником, создания соответствующего условия в процессе обучения для выявления личного «Я» учащегося. Ученик не должен сомневаться при ответе (правильно или же неправильно), нужно научить его уметь доказывать и защищать свою точку зрения. После того как ученик научится высказывать свое мнение, отстаивать свои интересы, только тогда учитель может добиться желаемых результатов в работе всем классом и лично с каждым учеником.