Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В основе развития современной цивилизации лежит образовательный потенциал человечества, его способность не только быстро усваивать знания, но и порождать новые, формировать тип мышления, позволяющий жить и активно развиваться в условиям быстроменяющегося мира.

Развитие общества неразрывно связано с образованием, а существенные инновационные изменения в данной отрасли позволят перейти на новый уровень развития на основе знаний и высокоэффективных образовательных технологий.

Примером использования в образовании комплексной инновации является дистанционная форма обучения. Она позволяет обеспечить широкий доступ к образовательным услугам, повысить уровень вариативности, интерактивности образовательного процесса, а так же даёт возможность в большей степени, чем другие формы сочетать в себе различные эффективные подходы к обучению, такие как контекстный, личностно-ориентированный и андрагогический.

 

Личностно-ориентированное обучение существенно меняет приоритеты в деятельности преподавателя. Преподаватель и студент становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Такая концепция обучения получила название субъект - субъектной.

По результатам исследования Зборовского Г.Е. [1] студенты отмечают, что в настоящий момент 3/5 преподавателей не признают студентов равными партнёрами по учебно-воспитательному процессу, рассматривая их в качестве «объекта исследования» и используя авторитарный стиль общения. Интересен факт, что почти 3/5 преподавателей это подтверждают (по материалам того же исследования).

Для того чтобы цели образования соответствовали социальному заказу и требованиям современного общества, необходимо перейти к обучению и воспитанию творческой личности, способной к полноценной социальной и профессиональной адаптации, самоопределению и самореализации [2].

В андрагогической модели обучения ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся.

Андрогогический подход предполагает в своей основе следующее восприятие обучающегося: активный и равноправный субъект процесса обучения, имеющий возможность определять параметры процесса обучения; стремление применить полученные знания и навыки сразу же, немедленно; способность к совместной деятельности на всех основных этапах процесса обучения, а также активное участие в этой деятельности [3].

Контекстный подход основывается на деятельностном подходе, моделируемом в обучении, тем самым ориентируя обучаемого на будущую профессиональную деятельность.

Контекстный подход ориентирован на усвоение социального опыта. Посредством активной деятельности осуществляется присвоение социального опыта, развитие способностей человека, систем его отношений с объективным миром, с другими людьми и с самим собой. С этих позиций основная цель вузовского образования - формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период его обучения [4].

В основе всех описанных выше подходов к обучению лежат принципы интерактивности, оперативности и гибкости. Интерактивность означают систематическое взаимодействие преподавателя и учащегося между собой, используя такие активные формы обучения, как семинары, форумы, презентации, чаты, конференции и т.п. Принцип гибкости означает способность быстро реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Принцип оперативности предполагает в первую очередь необходимость организации системы оперативной обратной связи в учебном процессе с целью своевременного контроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала. Своевременная обратная связь обеспечивает управление учебным процессом путём создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала [5].

Одной из основных задач преподавателя является формирования заинтересованности обучающихся, создание у них устойчивой мотивации к процессу обучения. Это позволит сформировать у обучающихся культуру общения с другими людьми, поможет им определить смысл и предназначение их жизни, найти собственное место в обществе, разобраться в своих возможностях.

Для преподавателя должно быть важно не только передача будущим специалистам определённой суммы знаний, умений и навыков, но и формирование у них более широкой и гибкой компетентности, как универсальной, так и профессиональной, развитие творческих качеств и способности принимать ответственные решения. Роль и значимость преподавателя возрастает при его умении развивать у студентов следующие навыки: самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике, анализировать и структурировать необходимую информацию.

Использование вышеперечисленных подходов и принципов в обучении позволит преподавателям не только связать учебный материал с интересами самих учащихся, увлечь их учёбой, сформировать универсальную и профессиональную компетентность, но и свести воедино процесс обучения с становлением личности, со здоровым мировоззрением и системой ценностей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2-х ч. Ч.2. Социология профессионального образования. Екатеринбург, 1994. С.131-148
  2. Бадарч Д., Наранцецег Я., Сазонов Б.А. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачётных единиц / Под общ. ред. Б.А.Сазонова - М.: НИИВО, 2003 - 76 с. - С. 9
  3. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с. С. 21-25
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. - М.: Высш.шк., 1991. - 207 с. С. 48
  5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. / М.: Академический Проект, 2004 - 2-е изд., испр. и доп. - 560 с. С. 456-459