Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Устно народное творчество казахо, уходяще своими корнями глубокую древност, этническую историю, представлено героическими сказанями, лирико-эпическим поэмами, преданями, легендам, создаванными преимущественн на основе пережиты народо исторических событи. Единени народа - главная цель всех героически сказаний. Освещя данный вопрос Л. Емельяно, писа следующе: «М имее виду проблему историзм, , прежде всег то ее аспект, которы предусматривае изучение отношения фольклор реальной действительности, конкретным события фактам истории»,[1] При всем пр то героическо эпосе нетрудно обнаружить след этническо истори, которы должны быть изучен позици историзм наук, иб самосознание эпоса опредеяетя именно этнически процессо. Этническая основа казахского эпоса очевидна. Наприме, «Книга моег деда Коркута», «Алпамыс», «Кобланды» - сказаня против иноземны захватчико отдельны тюркязычных племен: огузов, конырато, кара кипчаков.

Самый древние пласт казахского героического эпоса относится к VIII-X вв. Это была эпоха, когда начинался распад патриархально-родовых отношений и постепенно вызревание патриархально-феодального уклада. С этой эпохой связан эпос об Алпамысе. После завоевания Чингисханом земель, принадлежавших родом кипчаков, канглы и др., сыновья Чингисхана включили их в свои владения. Но завоеванные племена не подчинились чингизидам, не раз восставали они против Золотой Орды. Эти события также нашли отражение в эпосе.

Когда в XV-XVI веках ослабленная междоусобицами Золотая Орда распалась, возникла угроза завоевания от соседней Джунгарии. В начале XVII века джунгары нападали на казахские аулы, захватывая их территории. Поэтому, эпоха героической борьбы с джунгарами и калмыками – время окончательного сложения героического эпоса. Именно к ней приурочено действие большинства казахских эпических произведений, в том числе и тех, которые возникли раньше. К числу которых относятся произведения  «Карабеке», «Утеген-батыр» и других произведений, где разрабатывается утвердившаяся тема объединения племен для защиты от калмыко-джунгарсикх нападений. Такая группировка редких по происхождению песен вокруг событий одной эпохи обычна для эпоса: историческая жизнь показана в эпосе обобщенно.

Каждая эпоха, отражая исторические события, выдвигала на арену ярчайших личностей. Кабанбай, Богембай, Жасыбай, Исатай и многие другие батыры являются гордостью казахского народа. Эпическая поэма «Кобланды-батыр» повествует о подвигах Кобланды, о его походах против ханов Казана и Алшагира. Исследователи приблизительно определяют, что эпос «Кобланды-батыр» распространен  в двух вариантах – древнем, сложившемся в далеком прошлом, и позднем, существенно дополненном многими явлениями, фактами, связанных примерно с XV веком – с эпохой консолидации сил раздробленных родов, племен и возникновения Казахского ханства.

Смысл жизни Кобланды – в битвах и победах над уничтожителями кипчаков и киятов. Кобланды не страшится численностью перевеса врагов, смело бросается в битву с тысячами захватчиков, топчущих его родную землю. Гнев Кобланды обрушивается на чужеземных властителей, посылавших свои отряды на кипчакские аулы. Он стремится разрушить укрепления врага, отбить скот кипчаков и киятов, захваченный калмыками и кызылбашами. Так Кобланды поступает в походе на Казан хана. Таков же смысл его борьбы с Алшагыром. Кобланды становится во главе пленных кипчаков, чтобы освободить их:

 

Пусть готовятся люди к борьбе,

Пусть кипчаки в густом лесу

По дубинке срубят себе –

Я народ из неволи спасу.

 

Борьба Кобланды против завоевателей – это не выступление одиночки, а народная борьба. За батыром идут все кипчаки, от юноши до старика, даже женщины и дети. Борясь за свободу и честь народа, Кобланды защищает и честь своей семьи: Карлыгаш, Кортки, Аналык и Токтарбая, порабощенных Алшагыром. Личное и общественное сливается у Кобланды воедино.

Герой эпоса является идеалом борца за независимость, заступника. Преданность к родным и соратникам сочетаются у Кобланды с ненавистью к врагу:

 

Кызылбашей счастливую рать

Кобланды заставил бежать.

Он рассек её пополам.

Удивляйтесь его делам!

 

Тяжелый ратный труд батыра венчается победой, а победа несет независимость, освобождение, мир его народу:

 

Посмотрел Кобланды – светло,

Победителю счастье взошло.

Выходил, шумя, из ворот

На свободу кипчакский народ.

 

Таким образом, изображение исторического прошлого в эпосе о Кобланды озарено патриотическими чаяниями народа, его героическими идеалами и несет высокую идею национального освобождения. 

В своей многосложной истории казахскому народу приходилось вести постоянную борьбу за сохранение и развитие национального достоинства, за независимость, за государственность, за единство в условиях межродовых усобиц и феодально-колониального гнета, защищать родную землю от нападения иноземных захватчиков.  По определению В. Проппа, литература – показатель индивидуального, а фольклор – коллективного сознания. Следовательно, героические эпосы это не только художественный образец, но они просматривается в научных изысканиях таких виднейших ученых, как Н.Авдеев, Ю.Бромлей, М.Варварчук. А.Гуриевич, как сложный исторический источник. Я солидарна с мнением Л.Толстовой о том, что «негативизм по отношению к использованию фольклора в качестве исторического источника (нередко проявляемый, прежде всего фольклористами) объединяет возможности восстановления этногенеза и этнической истории». [2] , Поэтому фольклор казахов, его устное народное творчество выражает думы и чаяния народа, его стремление к ограждению себе от завоевания, к независимости. И то, что в данный момент в рукописном фонде Академии наук Казахстана находится сто семнадцать героических эпопей из ста шестидесяти пяти эпопей и поэм эпических жанров свидетельствует этому. В целом героические эпосы  глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели, независимости, единству.

 

Научный руководитель - Балтабаева Г.С., д.ф.н.