Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ON IMPROVEMENT OF THE TEACHER TRAINING

Maltekbasov M.Zh. 1 Zholtaeva G.N. 1 Abisheva E.D. 1 Eskendirov B.N. 1
1 RSI on REM«Zhetysu State University named after I.Zhansugurov»
2043 KB
Based on the analysis of the current theories and practice of teacher training personnel identified areas conditions and improving the training of future teachers to globalization of socio-economic and political aspects of society. To improve the training of future teachers with a certain set of integrative set of key professional competencies recommended to use advantage of the current state educational standards Education of the Republic of Kazakhstan (higher education), 2012 edition, develop educational-methodical complexes for pedagogical specialties, tailored toprovide training in small schools, facilitate the implementation of inclusive education policies. Results of work will focus on further development of scientific and applied for further scientific and applied research in the field of integrative education, improvement package of documents regulating and governing the activities of the teacher in the school.
teacher training
teacher
school
state educational standards (SES)

Введение

В связи с поставленной перед народом Республики Казахстан (РК) задачей вхождения государства в число тридцати наиболее развитых стран мира, требуется принятие эффективных мер в области совершенствования системы образования. Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

В свете современных требований планируется переход с 2015 года на 12-летнее обучение [3] и обновление содержания среднего образования. В настоящее время обсуждается проект нового стандарта 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе и включающий начальную, основную и старшую школы.

В Республике Казахстан сельские школы составляют 43 %, из которых около половины - малокомплектные. Увеличение числа таких школ, требует обеспечения их высококвалифицированными специалистами.

Таким образом, социальные перемены требуют решения некоторых актуальных проблем подготовки педагогических кадров. Это определяет цель работы - создание организационно-методических условий профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в свете модернизации структуры и обновления содержания общего среднего образования.

Материал и методы исследования

Основной задачей начальной ступени средней школы является обеспечение развития первоначальных учебных навыков и формирование пропедевтических знаний для обучения в основной школе. В начальных классах планируется внедрение интегрированных предметов: «Первый язык и литература»; «Введение в науку» - основы естественных наук (физика, биология, химия); «Познание мира» - основы гуманитарных наук (история, география, обществознание); «Искусство» - интеграция изобразительного искусства, музыки и трудового обучения; «Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)».

Задача основной школы связана с созданием условий для  завершения базового образования учащихся и  их самоопределения в выборе профиляобучения, для развития самостоятельности путем гармоничного сочетания всех видов деятельности:  учебной, проектной, исследовательской.А основная задача старшей школы заключается в осуществлении профильного обучения по естественно-математическому направлению и обеспечении академической подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения.

Модернизация структуры среднего общего образования направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени 12-летней школы, ориентированного на социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда, на отработку гибкой связи школы с организациями профессионального образования.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [2] определяет создание основной нормативно-правовой базы для малокомплектных школ (МКШ), проблему повышения качества образования в МКШ, внедрение инклюзивного образования.

В связи с этим перед высшей школой стоит задача выполнения социально-экономического запроса общества в профессиональных кадрах для средней школы.

Подготовка педагогических кадров - комплексная задача, но в числе главных инструментов являются государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО).

В процессе работы были проведены анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки педагогов,ознакомление с учебно-методической документацией, анализ учебных программ средней школы, образовательной практики в школах Алматинской области, беседа со студентами и учителями школ, наблюдение за учащимися.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время подготовка учителей в вузах Республики Казахстан осуществляется согласно ГОСО РК2012 года (бакалавриат) [1]. В рамках академической свободы вуз по своему усмотрению в блоках базовых дисциплин и профилирующих дисциплин имеет право вводить до 70% элективных дисциплин, что позволяет в рамках специальностей высшего образования получить дополнительно профессиональные навыки и компетенции, ориентированные на конкретную сферу деятельности с учетом потребности рынка труда и ожиданий работодателей.На основе государственного стандарта разработаны новые учебные планы, которые предполагают улучшение теоретической и методической подготовки учителей начальных классов. Это решается комплексом специальных дисциплин, формирующих общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки учителя. В учебных планах имеется несколько основных разделов, составляющих процесс подготовки учителя. Это: 1) базовые дисциплины; 2) профилирующие дисциплины; 3) дополнительные образовательные программы. Каждый из этих разделов имеет свои особенности, и все они направлены на обеспечение оптимальной подготовки учителя.

Сегодня, когда динамика развития техники, технологий, информационных технологий опережает смену человеческих поколений, образовательная политика ориентирована на компетентностное образование. Суть такого образования заключается в том, что акцент делается не на требование к уровню подготовки, не на получение отдельных разрозненных знаний, умений и навыков из разных областей, а на требование к формированию целостного качественного результата в виде базовых, которые и позволят выпускникам быть готовыми к адаптации в быстроизменяющемся мире. Поэтому в подготовке специалиста важен компетентностный подход.

Методическая подготовка будущих учителей включает в себя знание задач преподавания учебных предметов на современном этапе; знание трудных мест школьной программы, понимание причин этих трудностей; знание теоретических основ школьного курса предмета; теоретических основ методик; владение методикой преподавания; умение использовать методы обучения и др. Методически грамотно подготовленный специалист должен, например, дать обоснованную критическую оценку школьному учебно-методическому комплексу.Кроме того, учитель должен уметь выбрать из большого числа альтернативных учебников и учебных пособий наиболее подходящий для своего предмета. Современные учебники для 12-летней школы только начинают появляться, и, очевидно, будут пересматриваться неоднократно. Будущий учитель должен знать требования к содержанию современных учебников. Такой подход обуславливает необходимость модернизации методической подготовки студента.Решение этой проблемы видится во введении элективных дисциплин«Профессиональная подготовка учителя для работы в условиях 12-летнего образования», «Организация самостоятельной работы учащихся в условиях 12-летней школы» и др.

Информация сегодня становится главным ресурсом цивилизации и имеет инновационный характер. Следовательно, учитель в условиях перехода на обновленное содержание среднего общего образованияв условиях 12-летнего обучения должен в своей профессиональной деятельности иметь навыки и умения по применению в учебном процессе педагогически оправданных технологий, в том числе личностно-ориентированных, здоровье сберегающих и информационных. Для этого методическая подготовка будущего учителя в педагогическом университете должна предполагать системное использование средств педагогической инноватики. Это требует соответствующей стратегии обучения, развития, образования, которая обеспечит готовность члена общества к инновационным изменениям, смене новых технологий на новейшие технологии. Современному учителю надо знать возможности компьютера в своей предметной области, иметь навыки управления деятельностью учащихся в мультимедийном, дисплейном классе, уметь подбирать и систематизировать из огромного потока нужную информацию, разрабатывать дидактический и электронный материалы. Это проблема качества подготовки педагога к работе в современных условиях, решение которой видится во введении элективных дисциплин, как«ИКТ в учебно-воспитательном процессе».

Вхождение в мировое образовательное пространство обязывает учителя владеть иностранным языком. В связи с этим в нашем университете второй год в режиме эксперимента осуществляется учебный процесс по образовательной программе (ОП) бакалавриата «Педагогика и психология» и «Информационные системы» по программе полиязычного обучения, по ОП «Биология», «Математика», «История» - по совместным программам с вузами-партнерами (Университет Цюрих, Университет Западной Англии).

Сегодня любая профессия требует от человека следования высоким морально-этическим нормам и правилам поведения. Поэтому в образовательном стандарте высшего образования надо предусмотреть механизмы, помогающие формировать духовные, нравственные качества личности, по отношению к людям, обществу, природе, диагностируемые в процессе получения высшего образования. Личностная компонента в педагогическом вузе должна стать превалирующей. Поэтому уместно изучение студентами специальных курсов «Педагогическая этика», «Конфликтология».

Образовательная практика в МКШ показывает, что перед педагогами стоит проблема повышения качества образования.Преодоление традиционного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования. Учитель 12-летней школы должен выполнять функции координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы помимо предметных знаний, у учащихся формировались ключевые компетенции. Главный акцент при построении и проведении современного урока направлен на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом ученик должен видеть, измерять свои успехи, комфортно себя чувствовать в любой деятельности. Компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы в 12-летней школе предполагают развитие комплекса качеств учащихся, поэтому изменяются и требования к личности педагога, его мастерству. 

Для решения проблемы комплектации малокомплектных школ учителяминеобходимо разработать учебно-методический комплекс для педагогических специальностей, учитывающий специфику организации обучения в МКШ.

В этом направлениив университете ведется исследование по теме «Научно-методические основы подготовки учителей для работы в условиях малокомплектной школы».

Результаты исследования направлены на нуждыподготовки будущих учителей к работе в специфических условиях малокомплектной школы.

В этой связи рекомендуется ввести в учебный компонент по выбору рабочих планов педагогических специальностей дисциплины, учитывающие специфику организации  обучения в МКШ; в целях обеспечения МКШ  педагогическими кадрами подготовить учителей по смежным предметам (математика – информатика, история – география, химия – биология и т.д.); разработать  программы и учебно–методические комплексы для интегрированного изучения предметов.

В качестве примера мы предлагаем предусмотреть в учебных планах специальности «Педагогика и методика начального обучения (ПиМНО)» следующие специализации:бакалавр ПиМНО с дополнительной специализацией «Информатика»; бакалавр ПиМНО с дополнительной специализацией «Английский язык»;бакалавр ПиМНОс дополнительной специализацией«Музыкальное образование».

Для реализации равных прав на образование детей с ограниченными возможностями и их социальной адаптацией в условиях сельских малокомплектных школесть необходимость подготовки учителей для реализации политикиинклюзивного образования. В рамках подготовки педагогических кадров для инклюзивного обучения детей в университете проводится научно-исследовательская работа по теме: «Интегрированное коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных учреждений». Результаты которой внедряются в практику работы нашего вуза.

Выводы

Таким образом, изучение и анализ современного состоянияподготовки педагогических кадров в Республике Казахстан позволяютопределить основные направления и условия совершенствования подготовки будущих учителей.Решение ряда перечисленных выше проблем, стоящих перед педагогическим образованием, позволило бы повысить качество подготовки современного педагога с определенным интегративным набором ключевых профессиональных компетенций.