Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
Маркетинг в здравоохранении является молодой дисциплиной в медицинском образовании и самой современной рыночной технологией в настоящее время. Использование философии и принципов маркетинга позволяет добиваться высоких результатов вовзаимоотношениях между пациентом и медицинским работником.

Учитывая специфику здравоохранения, как отрасли, и рынка медицинских услуг в частности, маркетинг имеет ограниченное использование в этой области. Более активное его применение проявляется в сфере частного здравоохранения и медицинского страхования, где существует жесткая конкуренция и другие элементы рынка.

Рыночные отношения предъявляют все более высокие требования к менеджерам здравоохранения. Знание маркетинговых технологий, наряду с экономическими знаниями позволяет более успешно работать на рынке в здравоохранении: анализировать рыночную ситуацию и выявлять нужды и потребности покупателей, разрабатывать новые товары и услуги, использовать основные приемы маркетинга в продвижении и распространении товаров, использовать адекватные методы ценообразования.

Профессиональная деятельность бакалавров в изучении дисциплины сводится к формированию у них элементов маркетингового мышления, включающих базовые понятия маркетинга, основные его инструменты, методы и законы, возможность планировать и изучать спрос общества, а также освоению навыков маркетинга организации (поликлиники, офиса семейного врача, больницы), анализ деятельности медицинских учреждений. Учебная дисциплина «Маркетинг в здравоохранении» входит в базовую часть профессионального цикла в разделе общепрофессиональных дисциплин и является конечной в основной образовательной программе (ООП) структуры бакалавриата [4]. Рабочая программа после освоения дисциплины предполагает, что выпускник должен обладать рядом профессиональных компетенций (ПК) в области организационно-управленческой и исследовательской деятельности, а также обладать рядом общекультурных компетенций очень важных для медицинского специалиста, работающего на принципах маркетинга:

  • владеть культурой мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  • уметь логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • обладать готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • владеть способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
  • уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
  • уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
  • использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владеть навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Итогом всего курса является освоение бакалаврами основных приемов маркетинга и их использование на рынке медицинских услуг, а также написание дипломной работы по наиболее актуальным направлениям маркетинга здравоохранения, в том числе в области бизнес-планирования, которая позволит студентам приобрести практические навыки и испытать свои силы в создание собственного медицинского предприятия.

Требования, предъявляемые к бакалаврам, сродни инновациям в организации сестринского дела, функции и организационные формы которого меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением, связанными с изменениями в объемах, технологиях, интенсивности лечения и ухода больных. В русле текущих тенденций развития системы здравоохранения возрастает роль сестринского персонала, которые должны быть готовы к внедрению и активному использованию современных технологий сестринской деятельности, в том числе знаний по маркетингу. [2,3].

Студенты начинают изучать предмет на 4-м курсе, в течение двух семестров (очно-заочная форма), одного семестра (заочная форма) и 5-м курсе, в течение одного семестра (очная форма). Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с Госстандартом 2011 года составляет 12 зачетных единиц,432 часов (по 144 часа на очной, очно-заочной и заочной форме обучения). Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практические занятия и самостоятельная работа студента. Из всех видов работ наибольшее количество часов отводится на самостоятельную работу студентов - от 86 (60%) до 122 (85%) часов.

Самостоятельная работа студентов сводится к:

  • работе с учебной литературой (список предлагается студентам на 1-й лекции);
  • подготовке реферативных сообщений и написанию контрольных работ;
  • решение ситуационных задач;
  • составлению схем этапов сестринского процесса управления в руководстве отдельных отделений и всего ЛПУ в целом;
  • разработке сестринского процесса управления в составлении требований на приобретение медицинских товаров (услуг) в том или ином отделении.

Такое распределение учебных часов не случайно - обществу требуются специалисты, способные к самостоятельной образовательной деятельности. От преподавателей ВУЗа требуется подготовить высококвалифицированные кадры, способные решать профессиональные задачи любой сложности, что является одним из условий реформирования системы высшего образования и здравоохранения [1,5]. В связи с этим резко возрастает роль самостоятельной работы бакалавров, которая становится главным резервом повышения качества подготовки медицинских сестер. Поскольку навык самостоятельной работы не у всех студентов одинаково хорошо развит, преподаватель читает лекции и проводит практические занятия в лекционно-дискуссионном «фор­мате». Такая форма обучения позволяет студенту осознавать необходимость самостоятельного освоения научного знания, в том числе в области маркетинга. Актуальность этих проблем объясняется не только вступлением России в Болонский процесс, но и переходом от парадигмы обучения к парадигме учения.

Текущий контроль знаний по дисциплине «Маркетинг в здравоохранении» предусматривает собеседование по каждой изучаемой теме, защите контрольных работ.

Программа завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена, который включает тестовый контроль знаний.

Таким образом, бакалавры, в ходе своего обучения, начинают понимать, в чем преимущество управления медицинским учреждением на принципах маркетинга, понимают, на что им следует обращать внимание в своей организационно-управленческой работе, а также в ходе студенческой практики. Кроме того, учащиеся приобретают навык самостоятельной, научно-исследовательской работы, который будет востребован ими в дальнейшей трудовой деятельности.