Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Shilova V.S. 1
1 Belgorod State University
2511 KB

Одной из актуальных проблем современного высшего образования продолжает оставаться правовая культура студенческой молодежи. Установлено, что правовое воспитание является частью более общего – гражданского воспитания, которое представлено системой связей гражданина: отношением к Родине, к другим людям, к себе, к природной среде, к окружающей действительности в целом [17]. Выделенные отношения должны формироваться на основе правовых и моральных норм, регулировался ими, в связи с чем возникает необходимость в становлении соответствующей культуры – правовой культуры каждого члена общества, включая и студенческую молодежь. Эта необходимость обусловлена рядом причин не только объективного, но и субъективного характера: переструктурированием общества и изменением в связи с этим целевых установок каждого слоя и каждой личности; разобщенностью личных и общественных интересов, мировоззренческих позиций.

Рост внимания к правовой культуре студентов объясняется еще и невозможностью достижения в более раннем, школьном возрасте развитого правового сознания, о чем свидетельствует результаты психолого-педагогических исследований. по мнению ученых в условиях школьного образования это нереально: здесь имеются возможности лишь для формирования элементарных представлений о правовых социальных нормах; стимулирования активной позиции детей в обозначенном направлении; накопления положительного правового опыта. Попадая в обстановку вузовского образования, в специально созданные условия, обретая статус студента, бывшие школьники получают возможность укрепления, углубления заложенной в школе правовой базы, развития новых связей и отношений на основе прав и обязанностей – в целом, формирования правовой культуры.

Определение концептуальных основ разработки этого феномена предполагается осуществлять в рамках теории профессионально- педагогической культуры будущего специалиста, изложенной Исаевым И.Ф. [1; 2; 3]. Согласно его позиции, модель профессионально-педагогической культуры представлена четырьмя компонентами: аксиологическим, творческим, технологическим и личностным. Предположительно и правовая культура личности студента является интегральным образованием, представленным совокупностью правовых ценностей, специфическим способом правовой деятельности, проявлением правового творчества, а также, мерой и способом реализации сущностных сил в обозначенном направлении.

Такое понимание правовой культуры определяет содержание разноуровневых целей и задач ее формирования [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 18]. При этом учитывается характер и политика государства, осуществляемая в рассматриваемом контексте. В связи с этим, стратегической целью является сформированное правовое сознание и соответствующее поведение всех граждан страны, студенческой молодежи, высокая правовая культура каждой личности. Тактическая цель в условиях вуза представлена необходимостью подготовки специалиста-профессионала, способного жить и действовать в соответствии с Конституцией РФ – Основным законом государства, на основе соблюдения различных законодательных актов, конкретных правовых норм, постановлений. Оперативная цель в рассматриваемом контексте заключается в соблюдении прав и обязанностей студента в ходе образовательного процесса, в организации досуга, в общении с другими людьми, с природой, с самим собой.

Эти цели достигаются путем решения задач, соответствующих каждому их уровню.

Так, стратегические задачи формирования правой культуры студента включают в себя следующие:

• осознание каждой личностью своих прав, свобод и обязанностей перед государством и обществом, закрепленных в Конституции РФ, отдельных отраслях законодательства страны;

• воспитание чувства глубокого уважения к законам Российскогогосударства в условиях проживания на его территории представителей различных наций и народностей, конфессий, традиций, взглядов;

• становление готовности студентов изучать, соблюдать и выполнятьзакрепленные в законодательстве России требования, выражающие взгляды, интересы и волю всего народа;

• приобщение каждой личности к активной правовой деятельности, к участию в управлении государственными делами;

• привлечение и подготовка студенческой молодежи к борьбе с разного рода нарушениями правопорядка, норм поведения вповседневной жизни и деятельности;

• использование широких возможностей Закона для проявления инициативы, творческой активности студентов в различных сферах,в борьбе с антиобщественными явлениями;

• воспитание непримиримости студентов ко всем формам нарушений правопорядка;

• исключение в условиях вуза формально провозглашенных прав, свобод и обязанностей;

• перевоспитание правонарушителей из числа студентов вуза, преодоление негативных влияний среды.

Конкретные условия вуза (например, БелГУ) диктуют необходимость решения своих, специфических задач:

• ознакомление студентов с Уставом учреждения, их Правами и обязанностями, режимом функционирования вуза, другими нормативными актами;

• воспитание уважения к вузовской символике; к Уставу; правам и обязанностям всех субъектов вуза;

• привлечение студентов к активной реализации своих избирательныхправ;

• разработка и организация силами юридического факультетаправового всеобуча студентов; консультирование профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза;

• приобщение студентов к правоохранительной деятельности путемвключения в работу специальных студенческих отрядов по соблюдению и охране порядка на территории вуза; впроцессе проведения различных внеучебных форм и т.п.;

• оказание юридической помощи населению примыкающей к вузу жилой зоны на договорных началах;

• предупреждение правонарушений, совершаемых студентами; укрепление трудовой и учебной дисциплины;

• ознакомление с правами и обязанностями, продиктованнымиспецификой осваиваемой профессии.