Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Russian President Academy of National Economics and Public Administration
2145 KB

Одним из эффективных механизмов производства, характерным для второй половины ХХ века, является международная производственная кооперация, представленная в различных формах, таких как реализация совместных производственных и научно-технических торгово-сбытовых программ, разного рода совместных предприятий, международных стратегических альянсов, партнерств, франчайзинга и др.

Новой и определяющей формой международного производства становятся контрактные (субконтрактные), подрядные (субподрядные) отношения между хозяйствующими субъектами разных стран, включая и ТНК [1]. Эти отношения определяют передачу некоторых частей производственного процесса или части бизнес-функций на контракт (подряд) другим зарубежным компаниям, т.е. на аутсорсинг.

Тенденция перемещения, передачи развитыми государствами отдельных производств или их фрагментов на аутсорсинг с 70-х гг. ХХ века распространилась и на некоторые развивающиеся страны и, в конечном счете, к концу столетия переросла в общемировое глобальное явление, ставшее важным фактором в развитии мировой экономики. В ходе процессов интернационализации производства товаров и услуг, капитала и как следствие глобализации мирохозяйственных связей, наблюдается поступательное развитие международного производства [2]. К началу ХХI века международное производство и интернационализированный продукт становятся одной из важнейших отличительных характеристик современного мирового хозяйств.

Быстрое расширение международного производства в последние десятилетия базировалось на трех основных факторах: либерализации национальных экономик и улучшении инвестиционных режимов, глобальных технологических сдвигах (информационно-коммуникационной революции) и возросшей международной конкуренции [3]. Международное производство базируется как на «старом», традиционном разделении труда, так и новом и новейшем МРТ. В 60-70 гг. ХХ века новое МРТ формировалось путем создания в ряде стран Юго-Восточной Азии предприятий и производств с новыми для них отраслями промышленности (швейной, электротехнической, электронной) [4]. Они были связанны системой тесных производственно-кооперационных отношений с предприятиями крупнейших международных корпораций. Международные корпорации все активнее выносили свои филиалы за рубеж, где изготавливали детали, компоненты, полуфабрикаты [5]. Сборка готовых изделий, как правило, осуществлялась в стране базирования международных корпораций.

С 80-х гг. ХХ века международные корпорации все чаше переносят сборочные и конечные производства в развивающиеся страны. Это дает им ряд преимуществ. Они получают возможность экономить на транспортных расходах, так как перевозка машин и оборудования в разобранном виде обходится дешевле. Международные корпорации повышают конкурентоспособность своего экспорта за счет разницы в импортных пошлинах на собранные машины и на комплектный набор компонентов такой машины [6]. Наконец, заработная плата работников в развивающихся странах, занятых на производстве, подконтрольном международной корпорации, ниже, чем в стране ее базирования.

Международные корпорации, наращивая свою производственную деятельность за пределами страны базирования, способствуют все большему углублению специализации производства: от предметной к подетальной, поузловой, технологической. Причем эта специализация сосредотачивается в основном в рамках международного производства крупнейших мировых корпораций. В результате МРТ, являясь интернациональным по форме, все больше получает черты внутрифирменного [7]. Организация внутрифирменного международного производства представляет ТНК следующие возможности. Во-первых, использовать льготы международной специализации производства отдельных стран. Во-вторых, использовать налоговые, инвестиционные и другие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвесторов. В-третьих, маневрировать загрузкой производственных мощностей, приспосабливая свои производственные программы в соответствии с конъюнктурой мирового рынка. В-четвертых, использовать свои дочерние компании в качестве плацдарма для завоевания развивающихся рынков. В-пятых, продлевать жизненный цикл продукта, налаживая его производство в зарубежных филиалах по мере его морального устаревания в стране основного базирования.

Однако эта внутрифирменность МРТ не свидетельствует о его локальности, ограниченности. МРТ становится глобальным по содержанию. До 70-х гг. ХХ века внутрифирменное разделение труда в мировой экономике охватывало в основном промышленные страны. В 70-80-е гг. этот процесс распространяется и на ряд развивающихся стран [8].

Новейшее МРТ, возникшее в условиях глобализирующейся мировой экономики, вносит новые черты и особенности в развивающееся международное производство, которое во многом базируется на аутсорсинге. Ускоренное развитие внутриотраслевого МРТ, когда полупродукты (полуфабрикаты) той или иной товарной группы обмениваются на готовые изделия той же группы либо в пределах данной товарной группы, расширяет границы и масштабы международного производства. Международное разделение производственного процесса (МРПП) на базе вертикальной специализации втягивает многие страны во взаимосвязанную и взаимозависимую сеть производственно-кооперационных связей, в глобальную воспроизводственную сетевую систему.