Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AT LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE

Kirpicheva O.A. 1 Sch?fer N.I. 1 Zhestkova E.A. 1
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
The article is devoted to formation of communicative culture of Junior schoolchildren at lessons of Russian language. The conditions that affect the formation of communicative culture; the possibility of formation of communicative culture by means of Russian language in the process of creating gaming situations. The specific examples of the use of language games that are able to solve problems of upbringing and education of younger students. Also, the possibilities of raising children in the work with different dictionaries. Such tasks contribute to the formation of the language personality of the student, specifically: enrich their vocabulary and increase verbal culture, develop the ability to take responsibility for every word and stimulates creative activity of students, as well as form a conscious attitude not only to his speech but to the speech of other people.
Junior schoolchild
an elementary school
Russian language
communicative culture
communicative culture

В современной начальной школе обучение русскому языку характеризуется четкой коммуникативно-речевой направленностью. При этом важным условием овладения коммуникативно-речевой культурой является взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника.

Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно высказываться. Однако в настоящее время бороться с расплывчатой, неорганизованной и пустословной речью у детей достаточно трудно.

Современные дети зачастую увлечены детективами, боевиками, что влечет за собой распространение агрессивности, жестокости. В связи с этим особенно важно развивать интерес к родному языку, желание правильно говорить, слышать и писать.

Формирование коммуникативной культуры младших школьников является одной из важных задач современной начальной школы.

Большинство ученых считают, что коммуникативная культура является структурным компонентом общей культуры и подразумевает под собой совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих использовать свои психические, физические и личностные качества для решения коммуникативных целей.

В процессе формирования коммуникативной культуры личность подвергается внутренним и внешним изменениям, также изменяется ее сознание и деятельность.

Наиболее благоприятным периодом для формирования культуры речи является младший школьный возраст, в связи с тем что:

- у ребенка появляется новая социальная роль, новые обязанности, которые связанны с учебой, также начинают появляться предпосылки к теоритическому мышлению.

- у младшего школьника начинает преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу». Ребенок контролирует свое поведение в соответствии нормами и правилами, принятыми в обществе [2, c. 143].

Также важно отметить условия, которые влияют на формирование коммуникативной культуры.

Организационно-педагогические условия:

1) целостное образовательное пространство, содержащие классные и внеклассные мероприятия;

2) подготовка учебно-материальной базы;

3) создание условий для личностного, коммуникативного и синергетического подходов.

Дидактические условия:

1) определение цели формирования коммуникативной культуры;

2) коррекция содержания учебно-воспитательной работы, ориентированная на формирование коммуникативной культуры;

3) использование диалоговых и дискуссионных методов обучения;

4) осуществление контроля и самоконтроля;

5) реализация личностного, коммуникативного и синергетического подходов;

6) организация ситуаций успеха.

Психологические условия:

1) позитивное отношение младших школьников к формированию коммуникативной культуры;

2) партнерские взаимоотношения к между учителем и учениками;

3) создание условий для психологического комфорта каждого ученика;

4) учет групповых особенностей [1].

Становление коммуникативной культуры является одним из ключевых моментов в развитии личности ребенка. Анализируя культуру речи можно выделить три наиболее важных ее компонента:

Информационно-интерпретационный компонент, т.е способность ребенка принять точку зрения другого человека, предугадать его поведение, эффективно решать проблемы которые возникают между людьми.

Эмоционально-личностный компонент, характеризуется умением выражать чувство эмпатии, чувствительности к другому человеку, сопереживать и проявлять сострадание к сверстникам.

Практико-коммуникативный компонент, включает в себя владение учеником определенными навыками и умениями, поведенческими реакциями, умением находить выход из конфликтных ситуаций.

Чтобы способствовать становлению коммуникативной культуры учащихся, важно активно развивать их мыслительные процессы и творческие способности.

Чтобы у школьника сформировалась активная речевая деятельность, важно, чтобы он постоянно рассказывал о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, наблюдениях и т.д.

А это может произойти только тогда, когда жизнь детей всесторонне обогащена разнообразными событиями, интересами, впечатлениями. Таким образом, получается, что учить ребенка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, – это значит расширять его жизненный опыт [3, c. 105].

Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».

Наиболее результативным методом формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка является применение игровых ситуаций. Использование на уроке игры позволяет:

- во-первых, создать неформальную ситуацию, организовать активную работу на уроке.

- во-вторых, совершенствовать словарный запас, развивать грамматические, речевых умения и навыки, повышать интерес к предмету.

В связи с этим игра позволяет непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом, так же способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Кроме того, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, развития орфографической зоркости.

Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

Игра «Кто лучший редактор?»

Повар приготовил рыбий суп.

Он так мало знает! Какой он невежа!

Мама (Надела) одела красивое платье.

Гордиться сыном или гордиться за сына.

Когда я вернулся из школы, я сыто пообедал.

Саша очень хотел рассказать мне новую книжку.

Всей семьей мы начали составлять наше геологическое дерево.

Мишин папа пожарник.

Игра «Вам пришло sms- сообщение»:

«Привед. Как оно? Я в ажуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет – пейджеру ICQ)

Игра «Составитель»

Ученикам дается орфографически трудное слово и за определенное время они должны из букв этого слова составить новые слова. Например:

ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит).

Игра « Кто больше подберет?»

Ученикам дается задание подобрать как можно больше определений к существительному (кофе; день; ночь; машина), прилагательному (теплый; яркий и т.д.).

Игра «Какое слово лишнее?»

Ученикам дается задание отметить лишнее слово и объяснить почему.

1. Неизменный, соломенный, доменный (соломенный суффикс – енн-, в остальных словах –н-)

2. Резонный, сезонный, информационный (информационный –онн-, в остальных словах н-)

3. Пчелиный, синий, звериный (синий – нет суффикса -ин-)

Игра «Ответь правильно»

На задаваемые вопросы можно отвечать только словом, которое начинается на Б, например:

Где ты сегодня был? (На балете).

Что ты ел на обед? (Булочку).

Кто живет в зоопарке? (Бегемот).

Кем работает папа? (Бухгалтером).

Что можно подарить на день рождение? (Бинокль).

Летом я подружился с… (Борей).

Мама купила мне новые? (Ботинки). И т.д.

Игра « Расставь правильно ударение»

Ученикам дается задание правильно расставить ударение в словах: повторим, позвоним, осведомить, договоры, торты, одолжить, отворить, положить, принять и т.д.

«Рассказ – эстафета»

Соревнование проводится в двух командах, за определенное количество времени необходимо составить текст, при этом каждый участник команды может добавить только 1-2 предложения. Тема рассказа определяется учителем до начала урока.

Также для обогащения и формирования коммуникативной культуры на уроках русского языка можно использовать такие игры, как: «правильно определи слово», «Подбери синонимы», «Кроссворды», «Языковая сказка», «Языковой турнир»; «Квн»; «Защита иллюстраций» и т.д.

Важное место в формировании коммуникативной культуры на уроках русского языка отводится работе с художественными текстами, что помогает формировать речевую грамотность и диалектическое мировоззрение.

В процессе овладения культурой речи урок русского языка должен стать диалогом ученика с учителем, с другими учениками, с автором художественного текста. Этот диалог осуществляется чрез активное обсуждение языковых проблем, поиск, замысла который хотел отставить нам автор. Таким образом, ученики вовлечены в исследовательскую деятельность, так как ответы на вопросы, которые кроются, в художественных произведениях ученик ищет самостоятельно, у каждого ученика они могут быть свои [5, c. 23].

Именно в художественном тексте заключается внутренняя сила языка. С помощью языка мы познаем мир, учимся думать, совершенствуем себя.

Наиболее сложным для учеников начальных классов является умение использовать диалогическое общение, используя речевой этикет и четкую аргументацию. Здесь задачей учителя является формирование вежливого общения, делового общения, умения правильно подбирать слова к определенной ситуации. В процессе формирования этих умений ученики обогащают словарный и пассивный запас слов, соотносят такие понятия как «добро и зло», «хорошо и плохо». На таких уроках целесообразно применять такие виды речевой деятельности как: устная и письменная речь, коллективная речь, диалогическая речь. Эти умения также возможно развивать с помощью игр [6, c. 247].

Например, игра «Слово похоже на магнит».

Перед тем как дать задание учитель поясняет детям, что слова могут быть добрыми или злыми, затем ученикам предлагается произнести любое слово и определить какое оно доброе или злое? Далее дети представляют это слово в роли магнита и начинают называть слова, которые к нему притягиваются как к магниту, таким образом, образуется «магнитное поле слов», с помощью которых составляется текст.

К примеру, можно порассуждать на тему «Война». С детьми составляется ряд слов, связанных с войной: зло, потеря, плен, победа, поражение, фашист, Ленинград, блокада, радость, счастье, бомба, оружие, ужас, помощь, танки, батальон, голод, огонь, мама, и т.д. На основе этих слов предлагается составить и записать текст. По такому же принципу можно составить словесные ряды, а затем тексты и по другим темам.

Также можно попробовать разыграть с учениками ситуацию вежливого разговора, при этом предложить ученику самостоятельно выйти из затруднительного положения.

Кроме того, мы не должны забывать, что главным источником знаний о языке являются словари и справочники. Школьная программа дает детям элементарные знания о том, как пользоваться словарем и как справочным изданием, как источниками знаний о языке. Однако у учеников не формируется устойчивой потребности или привычки обращаться к этим пособиям. Поэтому, чтобы развивать культуру речи и желание правильно использовать средства языка, учителю необходимо систематически привлекать внимание учащихся к словарю, создавать на уроке русского языка такие ситуации, которые не возможно будет решить, не обратившись к словарю. Такие ситуации можно создать дополнять задания к упражнениям из учебника или подбирать свои.

Но с какими именно словарями должен быть знаком школьник? Конечно с Орфографическим, орфоэпическим, Толковый. Также, ребенку неплохо бы иметь этимологический, фразеологический, и словарь синонимов, антонимов, словарь сочетаемости слов русского языка, и словарь правильного словоупотребления.

Однако если такой поток важного и нужного обрушится на ребенка младшего школьного возраста , то малыш может просто утонуть в нем, но цель педагога научиться его плавать. Золотой серединой станет, если мы дадим ученику начальных классов не огромное множество словарей, а всего один. Но этот один словарь соединит функции различных видов лингвистических словарей русского языка.

С этой целью на уроках русского языка используются рабочие словарики. Эти мини-словари рассчитанные на 50–80 слов на каждую учебную книгу, в общей сложности в них около 300 слов. Это именно тот минимальный объем, который реально может быть освоен каждым учеником в течение четырех лет обучения.

Также работая со словарем целесообразно привлекать интерес и внимание школьников игровыми упражнениями. Например, на уроке русского языка ученикам можно предложить задания определить, что означают выражения: «Как рыба в воде»; «Как с гуся вода»; «Как пить дать»; «Много воды утекло»; Затем предложить обратиться к словарю и проверить свои предположения.

Также можно предложить детям задание списать текст вставляя пропущенные буквы, объяснить значение выделенных слов, затем проверить себя, используя Толковый словарь и подобрать к ним слова, близкие по значению [8, c. 26].

Волк ужасно раз..ярён –

С..есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с..едобен,

Для с..еденья неудобен:

С..ёжась, выставил иголки –

Об..егорил злого волка.

В. Лунин

Можно предложить упражнения следующего типа. Вместо пропусков вставь слоги из правой колонки так, чтобы получились слова.

Стай.., жмур..,

-ка, -ник-,

двор.., квар..

-тал-, -ки-,

Кра..ва, лу..ка,

-зяй-, -мо-,

дре..та, хо..ка

-жай-,-пи-.

Запиши получившиеся слова, разделив на слоги. В выделенных словах поставь ударение. Проверь правильность постановки ударения по словарю.

Итак, коммуникативная культура способствует формированию языковой личности ученика, помогает ему успешно адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. Однако чтобы выполнить эту задачу, учителю необходимо воспитывать у школьника сознательное отношение не только к своей речи, но и к речи окружающих его людей, умение воспринимать родной язык как общенациональную ценность и нести ответственность за каждое сказанное слово.