Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PROBLEM OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE LEARNING OF ECONOMIC DIRECTION STUDENTS ON THE CONTINUITY BASIS

Uliakina N.A. 1
1 Russian-British Institute of Management
The influence of the implementation of the continuity cognitive learning model of Economics higher school students on the quality of readiness to professional activities is substantiated in the article. Organizational and pedagogical conditions of realization of the continuity learning model, methods of evaluating the effectiveness of the process formation of continuity cognitive learning are presented. Formation levels of components of higher school student cognitive learning are discussed: motivation aim, learning operation, estimation reflection. Criteria, methods and results of assessing the formation of components of readiness of higher school student cognitive learning are revealed.
continuity
cognitive learning
model
criteria
formation levels of cognitive learning components

Увеличение объема профессионально значимой экономической информации в последнее время требует сформированности у студентов качеств, которые позволяют им самостоятельно решать задачи в разных предметных областях. Эти качества формируются в учебно-познавательной деятельности студентов. Между тем, условия эффективной деятельности будущих бакалавров в области экономики по-прежнему остаются не определенными в полной мере.

В процессе исследования анализ учебно-познавательной деятельности показал, что на каждом этапе процесса обучения в вузе постепенно усложняются учебные задачи, возрастает доля самостоятельности студентов, репродуктивный характер учебно-познавательной деятельности меняется на продуктивный и творческий. Однако, целенаправленная работа по формированию учебно-познавательной деятельности студентов проводится неэффективно, студенты оказываются неподготовленными к каждому этапу обучения. В результате этого наблюдается потеря интереса к учебно-познавательной деятельности, низкий уровень ее сформированности. В этой связи возникает необходимость выявления организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений.

Повышение эффективности формирования учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивается не только качеством подготовки на каждом этапе обучения, но и тем, как осуществляется связь этих этапов. Исследование основ преемственности учебно-познавательной деятельности позволит понять особенности этого процесса и решить актуальные проблемы, существующие в его организации.

Проблема преемственности в обучении трудна для исследований, и главная причина этих трудностей обусловлена многоаспектностью понятия преемственности (философские, педагогические и другие аспекты).

Преемственность как философская категория рассматривалась в исследованиях Э.А. Баллера [1], Г.И. Исаенко [5] и др. и связывалась с понятиями «связь», «движение» и «развитие». Преемственность формирования учебной деятельности студентов в ходе профессиональной подготовки рассматривается в работах Н.Г. Барышниковой [2] (в процессе изучения лингвистических дисциплин), В.П. Жуковского [4] (в ходе военной подготовки), Л.В. Шкериной [10] (в процессе математической подготовки). Исследования Е.Л. Осоргина [9], Ю.А. Кустова [6] и др. посвящены проблеме качества профессиональной подготовки специалистов на основе преемственности. Проблема преемственности экономического образования рассмотрена в исследованиях О.Р. Гросс [3], А.Э. Николаевой [7], Л.Я. Осиповой [8] и др. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в последние годы проблема преемственности активно разрабатывается, между тем преподаватели вуза недостаточно обеспечены научно-методическими рекомендациями по реализации преемственности учебно-познавательной деятельности студентов.

Целью исследования является разработка модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений, позволяющей повысить уровень профессиональной подготовки студентов вузов.

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки студентов экономических направлений вуза.

Предмет исследования – преемственность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования: повышение уровня профессиональной подготовки студентов вузов может быть обеспечено, если реализуется модель преемственности учебно-познавательной деятельности студентов.

Материалы и методы исследования

Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: анализ и синтез, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностическое тестирование, методы математической обработки данных. Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимосвязи, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных показателях.

Для решения проблем повышения уровня профессиональной подготовки бакалавров экономики в соответствии со структурными элементами процесса преемственности нами разработана модель преемственности учебно-познавательной деятельности, которая включает 5 блоков: целевой блок, содержательный блок, методический блок, инструментальный блок, результативный блок. В ходе экспериментальной работы для реализации разработанной модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов вуза предусматривается наличие определенных организационно-педагогических условий:

1) учет уровня знаний, умений и навыков студентов на каждом этапе профессиональной подготовки;

2) разрешение противоречия между способами учебных действий, которыми овладел студент на предыдущем этапе, и способами действий, которые необходимы на данном этапе;

3) насыщение образовательного процесса содержанием, методами и средствами профессиональной деятельности.

Комплексный характер выделенных условий определяется их взаимным дополнением друг друга, в связи с этим можно сделать вывод, что обеспечение эффективности учебно-познавательной деятельности возможно только при реализации комплекса условий.

Структура методики оценки эффективности процесса формирования учебно-познавательной деятельности студентов в группах состояла из следующих компонентов:

1) определение исходного уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;

2) определение конечного уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;

3) нахождение абсолютного прироста уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;

4) вычисление среднего исходных уровней профессиональной подготовки студентов;

5) математическая обработка полученных результатов.

Всего в экспериментальной работе приняли участие 125 студентов, обучающихся по экономическим направлениям. В ходе эксперимента для обеспечения преемственности мы создавали условия для взаимодействия образовательных систем вуза, осуществляющих развитие мотивов, знаний, умений, навыков и способов деятельности студентов. Движущими силами в этом процессе выступало вновь возникающее несоответствие между достигнутым и требуемым, реальным и желаемым уровнем сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы проводили эксперименты: констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент проводился на диагностическом этапе экспериментальной работы, в ходе которого задачей являлось выявление наличного состояния и уровня сформированности изучаемого параметра, т.е. определение актуального уровня развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Констатирующий эксперимент позволил определить уровень сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки.

Формирующий эксперимент был ориентирован на изучение динамики уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки в процессе активного воздействия на условия выполнения деятельности. Формирующий эксперимент проводился на втором этапе экспериментальной работы с целью оценки правильности предположений о методах и средствах решения исследуемой проблемы, проверки эффективности влияния выделенных нами организационно-педагогических условий на повышение уровня экономической подготовки.

Важно отметить, что наиболее четкие итоги процесса формирования учебно-познавательной деятельности студентов мы зафиксировали только к концу третьего курса обучения студентов в вузе, но для обеспечения эффективного хода этого процесса преподавателю необходимо наблюдать каждого студента на всех этапах работы с ним. Поэтому определение уровня сформированности учебно-познавательной деятельности студентов дало возможность на начальном этапе познакомиться со студентами, на заключительном этапе увидеть эффективность образовательного процесса, а на промежуточных этапах отслеживать и корректировать сам процесс формирования учебно-познавательной деятельности. На основе этой диагностики мы осуществляли исследовательскую деятельность: выделяли показатели развития учебно-познавательной деятельности, оценивали ход их изменений.

Результатом реализации модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений считаем повышение уровня профессиональной подготовки студентов вузе, который оцениваем по такому показателю, как степень полноты и прочности усвоенных знаний и умений. Но определение достижения эффективности обучения только лишь по одному показателю недостаточно.

В качестве показателей эффективности опытно-экспериментальной работы нами был избраны оптимальный уровень профессиональной подготовки студентов. Ориентиром на каждом этапе профессиональной подготовки была характеристика уровней сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности будущих бакалавров с учетом преемственности.

Каждый из основных компонентов учебной деятельности (мотивационно-целевой, содержательный, операционно-действенный, оценочно-рефлексивный) характеризуется качественными особенностями, которые позволяют судить о степени его сформированности у обучающегося. Так, компонент может практически полностью отсутствовать, не проявляться при решении учебных задач, в этом случае можно говорить о его несформированности. Или он может проявляться лишь в элементарных своих формах, которые свидетельствуют лишь о начальных этапах его формирования. Наконец, он может обнаруживаться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся показателем достаточно полной его сформированности.

В исследовании выделяем три уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки: минимальный, допустимый, оптимальный.

Результаты исследования и их обсуждение

При определении уровня сформированности выделенных критериев мы использовали количественную обработку результатов диагностики и ввели следующие показатели для каждого уровня:

– балл 2 означает оптимальный уровень, который способствует повышению качества экономического образования;

– балл 1 означает допустимый уровень сформированности показателя;

– баллом 0 мы обозначали минимальный уровень.

Правила оценки баллом представлено в табл. 1.

Суммарный балл, оценивающий уровень профессиональной подготовки, меняется в пределах от 0 до 24. Шкала оценки уровней имеет следующий вид:

– минимальный уровень: 0 – 5 баллов;

– допустимый: 6 – 18 баллов;

– оптимальный: 19 – 24 балла.

Для оценки эффективности сконструированной модели и технологии ее реализации могут служить показатели прироста исходного уровня профессиональной подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин. Организация обучения считается тем эффективнее, чем большее приращение начального уровня профессиональной подготовки студентов достигнуто.

Исследование предполагало выявление среднего уровня профессиональной подготовки студентов, осуществляемой с учетом преемственности их учебно-познавательной деятельности, в начале и в конце эксперимента. На основе этих данных определялся коэффициент эффективности экспериментальной методики. В результате формулировался вывод об эффективности апробируемой модели и технологии ее реализации.

Динамику развития критериев мы определили через прирост значений уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов. Результаты расчетов приводим в табл. 2.

На основании анализа результатов эксперимента можно сделать вывод о том, что преемственность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения экономических дисциплин позволила добиться абсолютного прироста уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.

Заключение. Организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе преемственности существенно повлияла на профессиональную подготовку студентов групп, в которых мы проверяли воздействие всех трех выделенных нами организационно-педагогических условий. Это позволяет предположить, что разработанная модель преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений вуза в рамках комплекса выделенных условий эффективна.

Таблица 1

Оценка критериев уровней сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений

Мотивационно-целевой компонент

показатель

Уровни овладения и баллы по каждому

оптимальный (2 балла)

допустимый (1 балл)

минимальный (0 баллов)

направленность на приобретение знаний

8,4 ≤ К ≤ 12,6

4,2 ≤ К <8,4

Менее 4,2

способность к самообразованию

18 – 14

13 – 5

4 – 1

способность к использованию знаний

54 – 45

44 – 28

27 – 18

Содержательный компонент

уровень

значения коэффициента

Баллы по показателям

полнота усвоения знаний

прочность усвоения знаний

содержание понятия

объем понятия

практические действия

оптимальный

0,9 ≤ К ≤ 1,0

2

2

2

2

допустимый

0,8 ≤ К < 0,9

1

1

1

1

минимальный

0,7 ≤ К < 0,8

0

0

0

0

Операционно-действенный компонент

уровень

значения коэффициента

полнота

прочность

осознанность

действий

баллы

оптимальный

0,85 ≤ К ≤ 1,0

2

2

полностью осознано действие

2

допустимый

0,7 ≤ К < 0,84

1

1

в целом действие осознано

1

минимальный

0,55 ≤ К< 0,69

0

0

недостаточно осознано выполняемое действие

0

Оценочно-рефлексивный компонент

уровень

значения коэффициента

рефлексивный анализ

(по тестовым заданиям)

самооценка

(по тестам)

баллы

оптимальный

0,9 ≤ К ≤ 1,0

2

адекватная

2

допустимый

0,8 ≤ К < 0,9

1

заниженная

1

минимальный

0,7 ≤ К < 0,8

0

завышенная

0

Таблица 2

Динамика распределения студентов по уровням сформированности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений

Компоненты учебно-познавательной деятельности

Прирост показателя по уровням, (%)

оптимальный

допустимый

минимальный

мотивационно-целевой

20,69

10,35

-31,04

содержательный

31,04

6,9

-37,93

операционно-действенный

24,14

20,69

-44,82

оценочно-рефлексивный

24,14

6,9

-31,03

Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтвердили объективность выбранного подхода к повышению эффективности профессиональной подготовки на основе преемственности учебно-познавательной деятельности студентов, предложенные условия обеспечения преемственности учебно-познавательной деятельности студентов приводят к положительным результатам.